Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
1 cc407Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени Егора Мыреева с. Беченча»

муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия)

Официальный информационный сайт

СП «Детский сад «Сардаана»»

Горячая линия

Телефон доверия
8 (4112) 42-10-28

Горячая линия ЕГЭ
8 (4112) 42-10-46

Горячая линия ОГЭ
8 (4112) 42-10-48,
8 (495) 984-89-19
InternetPriemnay2

Статистика

Главная Безопасность Учителям о жестоком обращении с детьми в семье
Есть ли в каких-либо нормативных актах четко прописанные обязанности классного руководителя (учителя) изучать условия жизни ребенка, посещать семьи учащихся?

Сейчас не существует нормативно-правовых актов, устанавливающих обязанность классного руководителя посещать места жительства учащихся. Однако такая обязанность может быть возложена на классного руководителя должностной инструкцией, с которой он может в любой момент ознакомиться в администрации школы. Как правило, в инструкциях есть только общая фраза о необходимости тесного взаимодействия с родителями.

Посещение места жительства несовершеннолетних отнесено к компетенции инспекторов ПДН (подразделений по делам несовершеннолетних), участковых инспекторов, социальных педагогов.

Обязан ли классный руководитель, узнав о жестоком обращении с ребенком в семье, предпринимать какие-то шаги?

Классный руководитель обязан сообщить о жестоком обращении с ребенком директору школы и в службы, занимающиеся защитой прав ребенка.

Но начинать нужно с выяснения ситуации. Если учитель заметил у ученика какие-то следы физического или психического насилия, он должен обязательно поговорить с ребенком и его родными.

Как правило, дети неохотно признаются в том, что родители жестоко обращаются с ними, поэтому, если ребенок объясняет обнаруженные у него телесные повреждения насилием со стороны родителей, этим объяснениям в большинстве случаев можно доверять. Однако иногда утверждения ребенка вызывают сомнения:
• ребенок рассказывает о насилии, однако соответствующие телесные повреждения у него отсутствуют;
• ребенок рассказывает о насилии, но при этом не проявляет страха перед родителями;
• ребенок стремится избежать наказания за проступок и просит учителя не сообщать о нем родителям (впрочем, такое поведение может свидетельствовать и о страхе перед физическим наказанием).

Кроме того, о ложности обвинений родителей свидетельствуют чрезмерно общий характер утверждений («отец меня постоянно бьет, жить с ним невозможно»), отсутствие эмоциональной реакции при рассказе, невозможность описания какого-либо конкретного случая (времени, места и характера действий), сходство рассказа ребенка с рассказами взрослых или с сюжетами популярных фильмов.

Следует обращать внимание на совпадение рассказа о событии ребенка и каждого из родителей. При выявлении противоречий необходимо установить их причину. Несовпадения в описании родителями обстоятельств события, которые они не могут объяснить, свидетельствуют о том, что травма была получена ребенком в результате физического насилия.

Родители часто отрицают, что имеющиеся у ребенка телесные повреждения являются следствием физического насилия. Однако не только родители-насильники склонны отрицать неслучайный характер травм. Нередко отри¬цают факты физического насилия сам ребенок, родитель, не применявший насилия, другие родственники. Такое отрицание может быть обусловлено искренним заблуждением, нежеланием замечать насилие, неумением пра¬вильно оценить ситуацию в семье, а также сознательной ложью. Ложь может быть вызвана страхом перед супругом-насильником, полной зависимостью от него, стремлением сохранить семью или собственное материальное бла¬гополучие.

Учитель не должен пытаться проводить настоящее расследование: это дело специализированных служб и организаций.

Какие органы занимаются защитой ребенка от жестокого обращения в семье?

Таких органов множество. Существуют они на различных уровнях - от районного до федерального:
1) подразделения по делам несовершеннолетних ОВД;
2) социальные педагоги в школе;
3) отделы по охране прав детства или отделы по работе с трудными семьями в муниципальных, районных органах образования;
4) городские, районные органы опеки и попечительства;
5) городские, районные комиссии по делам несовершеннолетних;
6) городские, районные органы социальной защиты (специалисты отдела по делам семьи и детей);
7) региональный уполномоченный по правам ребенка (или по правам человека) и уполномоченный по ЗПУОП.

Надзорным органом по отношению ко всем перечисленным службам и организациям является прокуратура. Именно в прокуратуру следует обращаться при возникновении спорных вопросов, а также при ненадлежащем исполне¬нии сотрудниками этих служб своих обязанностей.

Что могут сделать эти органы для защиты ребенка от жестокого обращения в семье?

Некоторые педагоги рассуждают так: «Никаких реальных механизмов защиты ребенка от жестокого обращения в семье нет. От обращений в милицию или комиссию по делам несовершеннолетних ребенку будет только хуже, по¬тому что самый известный и широко применяемый способ - лишение родительских прав. А что будет с ребенком? В детский дом пойдет?» Но на самом деле специалисты - социальные работники, психологи, юристы - обладают достаточно большим набором способов воздействия на ситуацию в семье.

Сразу после получения информации о случае физического насилия органы опеки и попечительства, другие социальные службы должны оценить ситуацию в семье и принять решение о возможности дальнейшего проживания в ней ребенка. В большинстве случаев дети, пострадавшие от жестокого обращения, остаются в семье. Оставление ребенка в семье предполагает проведение с ней социальной работы. Основными направлениями этой работы являются:
• воздействие на причину, создающую напряженную обстановку в семье;
• оказание необходимой материальной поддержки; повышение родительской компетенции, развитие у родителей необходимых навыков;
• психологическая коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств, имеющихся у родителей, обучение их навыкам преодоления стресса;
• обучение родителей ненасильственным приемам воспитания и поддержания дисциплины;
• помещение ребенка в группу дневного пребывания в центре социального обслуживания;
• содействие родителям в трудоустройстве, получении медицинской помощи;
• улучшение взаимоотношений между членами семьи, в том числе и проживающими отдельно.

Все перечисленные направления работы должны осуществляться во взаимосвязи, для чего необходим план работы с семьей. Постановка семьи на учет в комиссии по делам несовершеннолетних, органе внутренних дел, учрежде¬нии социального обслуживания дает возможность их сотрудникам осуществлять контроль ситуации в семье, что имеет особенно большое значение для случаев физического насилия. Содержание плана работы с семьей не должно ограничиваться только потребностями ребенка. Необходимо выяснить и по возможности полно удовлетворить потребности его родителей, только в этом случае родители могут изменить отношение к ребенку, отказаться от физичес¬кого насилия и стать по-настоящему эффективными воспитателями.

man 
Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ " О персональных данных", с согласия субъекта персональных данных".

obrv copyminpros2-205x65-5-0 8bd2207fa40d2-205x65-5-0 236546669bcc2-205x65-5-0 a5258aebf6bcbanbibl2-205x65-5-0 e21f40edc5692-205x65-5-0 b2ece112ab5b2gospersonalnye-dannye-de